1 февраля 2012 года в камерном зале Московского Дома Учёных состоится музыкально-поэтический вечер-посвящение поэту ВЛАДИМИРУ ГРЕВЦЕВУ.
Участвуют: заслуженный артист России ЛЕОНИД СЕРЕБРЕННИКОВ, авторы
исполнители: АНАТОЛИЙ БЕЛЯЕВ, МИХАИЛ МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР МАЛЫШЕВ, ЕЛЕНА
ЗВЕНЬ. Стихи читают: АЛЬБЕРТ ЛЕБЕДЕВ, ИВАН ПРИВИВКОВ, МАРИНА ОСТРОВСКАЯ
Адрес: г. Москва, м."Кропоткинская", выход на Гоголевский б-р, ул. Пречистенка д.16 Начало в 19:00 Билеты в кассе.
25 мая 2011 года приглашаем всех на вечер памяти Владимира Гревцева
В среду 25 мая 2011
года в 18-00 в Центре «Преодоление» им. Н.А.Островского состоится вечер
памяти Владимира Алексеевича Гревцева.
В вечере принимают участие Анатолий Беляев, Ирина Прокофьева,
Николай Прилепский, Альберт Лебедев, Алексей Витаков, Владимир Ветров,
Сергей Смирнов, Надежда Диас, Валерий Хатюшин, а также друзья и близкие
поэта.
Адрес: ст. м. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», ул. Тверская, д.14.
Вход – 30 руб,, пенсионерам – 20 руб., дети и инвалиды – бесплатно.
22 декабря 2010 года
в рамках программы "Творческое наследие Владимира Гревцева» прошёл
вечер, посвящённый новогодней презентации новой книги поэта «Меня
призывает к бессмертью звезда…».
В вечере участвовали Елена Прививкова, Анатолий Беляев, Елена Билебрук, Николай Прилепский, родственники и друзья поэта.
Этот последний, шестой сборник стихов был подготовлен к печати уже
после смерти Владимира Гревцева. В него вошли стихи, не вошедшие в
предыдущие сборники.
Фрагменты вечера можно посмотреть на видеостранице фонда памяти "ОКТЯБРЬ-93": http://video.mail.ru/list/oct1993/82 Несколько фотографий с этого вечера (для просмотра нажать на фото):
18 мая 2010 года в
Государственном Историческом музее состоялся концерт
народного артиста
России Вячеслава Кобзева,
посвящённый 65 годовщине Победы советского
народа в Великой Отечественной войне. Гонорар, полученный за этот
концерт, певец передал
в счёт программы "Творческое наследие Владимира
Гревцева»
_______________________________________
Сборник "Мой отец из пламени Победы" можно скачать в формате PDF. Эта книга - одно из лучших изданий о Великой Отечественной Войне за последние годы, поэтому, учитывая маленький тираж, мы решили сохранить её в первоначальном виде, вместе с иллюстрациями.
Из статьи «Слово о поэзии оппозиции.» (1998)
Автор: Григоров Виталий Александрович
http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/159463/
Самым «откликающимся» на происходящее является Владимир Г р
е в ц е в. Но до 1993 года он, как и все,
был по существу растерян. Его слово
дышало обидой. И характерное – для многих! – душевное состояние
тех лет
выразилось в стихотворении «Дева Обида». Образ «девы» страшен; и она, по мысли
поэта,
не сегодня – так завтра найдёт своего обидчика и «однажды во тьме
нелюдимой дотронется до лба», ибо
Не исчерпано, не позабыто
Ничего!..
Бродит по свету Дева Обида –
Крови жаждущее божество.
Но уже в 1992 году в творчестве Гревцева прозошёл резкий поворот от стихов
символов, в которых образность
заимствована у сказок и мифов («Плач
Ивана-Дурака»), к стихам глубоко реалтстическим. Эта «метаморфоза»
ознаменовалась проникновенным и единственным в том году стихотворением «Старик
безногий с золотой звездой…».
Поэт «немеет от вины» перед «героем
несуществующей страны». И, переосмысливая жизнь ветерана, он,
как сын,
чувствует в своей душе телесную и сердечную боль отца, будто свою. И
новоиспечённая аббревиатура
Державы безжалостно растравляет обоим гражданам
своей Родины грудь:
… и солдатский подвиг твой
Вдруг отменили
Вместе со страной.
И, словно боль
В отрезанной ноге,
В душе мозжит и ноет: «СНГ»…
С этого времени Гревцев убеждённо продолжает традицию глубокого реализма
пролетарских «правдистов»,
забыв о мифических образах, но и не впадая в
революционный романтизм. Реализм до мозга костей – вот главная
особенность
поэзии Гревцева. В 1993 году он создаёт нечеловеческий образ
«палача-спецназовца»,
«выплёвывающего в соплеменников пули оскаленным ртом»,
образ «СМИ» (средств массовой информации),
погрязших во лжи. Смелый
обличительный накал звучит вплоть до 1998 года. Но с 1996 года вызревает новая
нота –
осмысления ситуации и прямого призыва к борьбе. Если в 1993-ем он
терялся в своём «Я», как многие до сих пор –
в пресловутой многопартийности:
Я – православный атеист,
Я – красно-белый плод,
Кондовый русский коммунист,
Советский патриот, –
то в 1996-ом в стихотворении «Голос расстрелянных», осмысливая кровавый расстрел
93-го,
страшно похожий на расстрел 1905 (известно, коммунистов у Верховного
Совета было меньше монархистов
и других «патриотов»), поэт воскрешает пафос
Луначарского; и, более того, гнев погибших обращён не только
в сторону врагов,
но и – друзей (вождей оппозиции). «Гробовой» анапест, как нельзя лучше,
передаёт замогильное
«сердцебиение» павших:
Матерились мы всласть
перед тем, как на землю упасть,
На трусливых вождей,
что не выдали нам автоматы.
Безоружными мы
защищали Советскую власть
И, при жизни цивильные,
приняли смерть, как солдаты.
К примиренью зовут
патриарх нас и митрополит,
Заслоняя тем самым
убийц хладнокровных от кары, -
Ведь у них ничего
не прострелено и не болит,
Не давили их танки
и в спину не били «бейтары».
Мы изведали цену
молебнов и скорбных речей
Тех, кто с нами не встал
пред наколотой стаей ОМОНа.
Бога всё-таки нет,
если он не казнил палачей,
Не отмстил за расстрелянных
мощью божественных молний.
Неужели опять
уговаривать их и стыдить?
Липким страхом смердит
нераскаянное словоблудье…
Суд им будет не божий –
мы сами придём их судить.
И во имя людей –
мы безжалостны к нелюдям будем.
«Никто не даст нам избавленья, // Ни Бог, ни царь и не герой: // Добьёмся мы
освобожденья // Своею собственной рукой!»
Эти слова – давно уже прописная
истина, но до сих пор непреложная!
В стихотворении «Всё на голову с ног перевернули» взгляд Гревцева стал зорче,
летописью веет от строк:
Хозяевами стали в нашем доме
Убийца, спекулянт и казнокрад.
И те, кто совесть продали за доллар,
Нам о России «пгавду» говорят.
Рождается вера в лучший исход:
Но верю я: народ расправит спину,
Мы от ворья страну освободим
И, паразитов властвующих скинув,
Сполна им по заслугам воздадим.
Отцов «реформ», творцов «приватизаций»
Нам по суду тогда бы обязать:
Пожизненно на ваучер питаться
И ежедневно Минкина читать…
Интересно заметить, что у Гревцева когда-то сказанное «между прочим»
(«Нашу
память бездомною сделать хотят…», 1995):
Притворившись друзьями, идут палачи
Против… Сталинграда. –
впоследствии вырастает в целое произведение («Верните имя Сталинграду!»):
То имя годы не запашут,
У мира в памяти оно,
Хоть в час недобрый с карты нашей
Насильственно удалено.
Пред совестью, пред всем, что свято,
Спешите выправить вину:
Верните имя Сталинграду,
Как повернул он вспять войну!
Стихотворения 97-го года «С самим собой БОРИСь!», «Япона-Мать!», «Мани, мани,
мани»,
«Новый русский, холуёк Сиона», «Вечный огонь» по своей художественной
сути ироничны.
Но ирония в каждом – своя. В одном – горькая, в другом – злая, в
третьем – мудрая…
Наравне с особой иронией разрабатывается и тема. «С самим
собой БОРИСь!» есть ответ
на указ президента о борьбе с экстремизмом:
Кто сеет варварство и мор
Из края в край Отчизны?..
Чума убийственных «реформ» -
Образчик экстремизма!
< … >
Кто в рабство «баксу» продал нас,
Кто множит ложь и злобу,
Вверг в нищету рабочий класс
И душит хлебороба?
< … >
Чтоб экстремизм и терроризм
Пресечь в России сразу –
С самим собой борись, Борис,
По своему указу!
«Япона-Мать» говорит о «безалаберном» отношении «барина» Ельцина к «российскому
люду» и о соглашательстве с японцем:
Промолвил:
«Широка ты, мать-Россия!»
А эхо понеслось:
«Япона-Мать…»
«Мани, мани, мани» - не нуждается в комментарии, так как название говорит о
«многом».
Едким юмором и острой сатирой характерно оно. Публицистический
эпиграф («мода» на такие эпиграфы
охватила и широко признанных поэтов), как
почва стиха, сразу же вводит читателя в курс дела:
«Суммы свыше 1000 долларов
обслуживаются вне очереди. (Объявление в пункте обмена валюты.)»;
из факта поэт
раскрывает мировоззренческую сущность власти:
Табличка-то правду сболтнула
И носом в действительность ткнула,
Что люди – уже и не люди,
А суммы в рублях и валюте.
Вот суть вашей высшей идеи,
Ваш истинный бог, прохиндеи!
Вопили: «Свободная личность!»
Подразумевали: «Наличность».
Тема памяти с горькой, щемящей душу иронией, представлена в шести строках под
монументальным
названием «Вечный огонь»:
Вечный огонь
на могиле солдатской погас –
Те, кто погиб,
расплатиться не могут за газ…
Те ж, кто позволил,
чтоб Вечные гасли огни,
Сраму не имут –
а значит, мертвы и они.
Павшие шепчут:
«Жива ли родная страна,
Если в ней память
сегодня «Газпрому» должна?»
В 1995 году в стихотворении «Нашу память бездомною сделать хотят» Владимир
Гревцев остро переживает
уничтожение П а м я т и, как жизнесобирающего понятия,
сравнивая образ нахлынувшей «неправды» и
«учёной нечисти» с «батыевой
тьмой-татарвой». Обращение к истории Родины есть общий признак
поэтов-коммунаров.
В этом же произведении возникает редкая, но совестливая тема
– тема с а м о б и ч е в а н и я. Отчего редкая?
Оттого, что не каждый поэт
мужественен, как Владимир Маяковский, чтобы наступить на горло своей
собственной
песне, своей совести, погрязшей в бездействии (Слово – тень дела»,
- говорил Демокрит.):
Почему же пред этим вторжением тьмы,
Так покорны, так слепы предательски мы,
Бессловесно мирясь
с грабежом и потравой?
«Мы» у Гревцева тоже самое, что «Я», и наоборот. Потому что коллективный дух
является доминирующим
у русского человека и, в частности, у коммуниста.
Порой Гревцев доходит до нагого декламирования, до заводской риторики,
создавая
стихи-девизы, стихи-агитки:
Армия – с народом!
Только вместе
Мы сильны.
Пускай сплотит нас вновь
Верность славе, доблести и чести
К Родине священная любовь.
Такая «броскость», признаем, имеет право на существование, потому что пафос их,
зовущий к соборности, благороден:
Не дадим пропасть родной земле!
Друг за дружку выдюжим, осилим
И врага у рубежей России
И змею измены, что в Кремле.
Владимир Гревцев не бесславно выступил и в жанре гимна, создав наравне с
общеизвестным «ораторским» образом «мужицкий»,
воистину народный образ вождя
коммунизма ( Вспоминается известная фотография августа 1917 года, на которой
Ленин смотрится
бравым парнем, в русской рубашке, в рабочем пальто, в простой
кепке, и с умными и проницательными глазами, - истинный,
истинный «волгарь»!).
Более того, поэт искренне хочет преодолеть время, чтобы жить с Лениным, «дышать
одними чувствами»
и быть убитым вместо него. Это стихотворение, бесспорно,
войдёт в поэтическую лениниану русской и мировой поэзии.
И его стоит привести
полностью (1996):
Я хотел бы услышать Ленина –
Коренастого волгаря,
Что задиристо и уверенно
Подаётся вперёд, говоря.
В тёмном времени, в тронном Питере,
Где рябит от жандармских рож,
Я хотел бы слова его впитывать –
Так, как степи глотают дождь.
Я хотел бы, явившись к Ленину
В виде лапотного ходока,
Вдруг понять: мироеды – временны,
А Коммуния – на века!
В красных робах на Красной площади
Встать, касаясь плечом плеча,
И ловить горячую, плотную
Речь летящую Ильича.
Я хотел бы увидеть Ленина –
Не сквозь годы, не вдалеке,
Вне спокойствия мавзолейного, -
С кепкой, стиснутой в кулаке!
И, прорвавшись сквозь поколения,
Я хотел бы сильней всего
Оказаться на месте Ленина –
Когда пуля летит в него!